wordpress themes.

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

гимнастика1

  Каждая историческая эпоха вносит большое количество изменений не только в бытовой уклад, но и в отношения

между супругами и детьми.Попробуем осветить наиболее интересные моменты родительско-детских отношений наших предков.

 Если Вы держите в руках наш журнал, то, по всей видимости, Вас можно отнести к той категории людей, которые считают, что дети – это цветы жизни. Скажем сразу, у наших предков отношение к детям было более спокойное. Рождаемость была не в пример современной, а что такое демографическая ситуация, люди и слышать не слышали.

Обычная семья была многодетной – 8-10 человек. Объяснялось это высокой детской смертностью, низким уровнем гигиены и слабым развитием медицины. Нравы были тоже далеки от современных: согласно законам XI века дети за преступление, совершённое против родителей, несли наказание вплоть до смертной казни, а родители, совершив аналогичное преступление в отношении своих детей, ограничивались уплатой штрафа.

Воспитание наследников различалось в зависимости от сословной принадлежности. Так, крестьянские дети с 5-6 лет становились полноценными помощниками. Девочки ухаживали за младенцами (крестьянка-мать выхаживала лишь старшего ребёнка), а мальчики становились сельскохозяйственными работниками.

С XV века наступила так называемая “эпоха терема”, когда высшие слои общества стали выделяться имущественным положением. Дети, рожденные в богатых боярских семьях, как правило, редко общались с матерью, причем девочек воспитывали родственницы – женщины, а мальчиков воспитатели – дядьки. Девушкам вплоть до замужества запрещалось покидать отчий дом. Помните сказку о сером волке, где главная героиня ждала своего суженого в высоком тереме? Вот такое строгое воспитание!

С XVIII века с приходом в нашу страну новых нравов через пресловутое “окно в Европу” изменились некоторые нюансы воспитания. Самым главным документом-рекомендацией стало “Юности честное зерцало”, составленное по повелению Петра I из сочинений разных авторов. С первых страниц документ наставляет детей “отца и матерь в великой чести содержать”. Строго запрещалось при родителях осуждать кого-либо или бранить, а только лишь с позволения. Если родители разрешали вступить в беседу, следовало “благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны”. Услышав обращение родителей, “должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать”.

Да, кстати, обращались к родителям дети на “Вы” вплоть до конца XIX века. Тогда в основе воспитания будущего поколения лежало домашнее воспитание. Вот чему бы поучиться нам! Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей, преподавателей и ребёнка. Однако эта произвольная конструкция имела жёсткий каркас.

Гувернантка – домашний наставник – репетитор: вот триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания в XIX веке.

Гувернантку-иностранку обычно приглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры, гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без программ и педагогов. К 10-12 годам ребёнок получал возможность читать на двух-трёх языках книги из домашней библиотеки.

И тут наступала пора приглашать домашнего наставника. Вот где начиналось настоящее педагогическое творчество родителей. Гувернантка представляла рекомендательные письма, предшествующий опыт работы, а знание иностранного языка подтверждалось иностранным происхождением. А где готовили в домашние наставники? Нигде! Как и сегодня. Кого же приглашали в наставники? Да кого угодно, в меру прозорливости и изобретательности родителей.

Если с гувернанткой ребёнок осваивал дом, то с домашним наставником он осваивал мир. Домашний наставник был для ребёнка другом, наперсником, покровителем, компаньоном во время путешествий, партнёром для игр, объектом для подражания, положительным примером. То есть всем. Он мог быть чудаком, но не мог не быть личностью, а отсутствие диплома педагога никого не смущало. Из русских домашних наставников самую большую известность приобрёл В.А. Жуковский, воспитавший императора Александра II. Перед вступлением в должность Жуковский представил Николаю I “План учения”, в котором изложил принципы созданной им особой системы воспитания и образования будущего монарха, а также свои педагогические и политические взгляды. А будучи принятым в дом, прежде всего, обязал коронованного родителя следовать одобренному плану.

комунржх2

Дети XXI века окружены любящими родителями и профессиональными педагогами, но это не мешает им искать образцы для подражания в героях сериалов. Может стоит задуматься, какую роль в жизни наших детей играют родители? Задуматься и посвятить хотя бы выходные малышу. Тогда стены детской комнаты будут украшать не постеры супергероев, а рисунки и фотографии с самыми главными персонажами в жизни – Мамой и Папой. Времена и нравы меняются, ценности остаются. Давайте приумножать то, что мы имеем, любить и беречь наши семьи!

Подготовила Татьяна Юрина, кандидат исторических наук

Редакция благодарит исторический факультет 
ПГПУ им. В.Г. Белинского за информационную поддержку

{jcomments on}Опубликовано в журнале «Мы — родители!» №3(08) Апрель-Май 2009


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий