wordpress themes.

CПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Современным мамам невдомек почему нельзя “зацеловывать” детей, тем более мальчиков, а вот античные малыши Спарты не знали материнской ласки… Но обо всём по порядку…

В канун самого “мужского праздника” — 23 февраля — самое время вспомнить о том, как воспитывали мужчин в разное время. Пожалуй, наиболее ярким примером “истинно мужского” воспитания в истории закрепилась так называемая античная спартанская система.

Крылатое выражение “по-спартански” означает жесткие, а порой и жестокие условия воспитания. Современным мамам невдомек почему нельзя “зацеловывать” детей, тем более мальчиков, а вот античные малыши Спарты не знали материнской ласки… Но обо всём по порядку.

Расхожее мнение о том, что только самые здоровые дети оставались в полисе основано на том, что все новорожденные осматривались на специальном месте — “лесхе”. Но только самые здоровые из них оставались в Спарте. Остальные дети росли отдельно, ибо только крепкие могли стать воинами и матерями. Плутарх упоминает, что не прошедших отбор бросали в Тайгетскую пропасть, но мнение это не совсем достоверно.

спарта2

До семи лет дети находились на домашнем воспитании, однако с самого нежного возраста их готовили к сложным испытаниям. Главная задача матери заключалась в том, чтобы воспитать в ребёнке выносливость, послушание и привить качества победителя. При этом детей приучали быть неразборчивыми в еде, неприхотливыми в быту, уметь постоять за себя. Нормальная спартанские дети спали на грубых подстилках из тростника, не боялись темноты и одиночества, в целом, являлись образцовыми воинами с детства. Чтобы проверить, как дети усвоили уроки физической подготовки, в Спарте устанавливались специальные празднества, на которых они должны были показывать свои успехи, чтобы доказать, что они стали настоящими мужчинами и могут вступить в общество взрослых воинов.

Празднества эти проводились в храме Артемиды Орфии, древней богини плодородия. Во время этих празднеств в честь богини группа юношей должна была похищать сыр, который охраняла другая группа. Тот, кому это удавалось, провозглашался победителем.

В 7 лет в воспитание детей вмешивалось государство. В общем этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь в свою очередь на три “отрезка времени”: от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет. Плутарх так описывает это воспитание: “Грамоте их учили ровно настолько, насколько без неё нельзя было обойтись. С летами их воспитание становилось суровее — им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Они не брали теплых ванн и никогда не мазались, только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по “илам”, отделениям, и “агелам” на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Еврота, причем срывали его руками без помощи ножа”.

Заканчивался этот этап воспитания своеобразным экзаменом — “агоном”, проводимым, однако, по усложненной программе. Дело в том, что именно в это время, наряду с обычными для агонов гимнастическими состязаниями, все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразною формой состязаний в терпении и выносливости. Подобные жестокие методы применялись с исключительно благой целью — воспитать хорошего воина, для которого не страшны неприятельские выходки.

В 15 лет юноши зачислялись в “эйрены” — группу, где они воспитывались до 20 лет. Одной из обязанностей эйрена становилась помощь в воспитании младших детей. Самый умный и физически развитый юноша назначался начальником у младшей группы. Вот какие интересные подробности воспитания мы находим у Плутарха: “…после обеда эйрен, не выходя из-за стола, приказывал одному из детей петь, другому — задавать какой-нибудь вопрос, на который ответить можно было не сразу, например: какой человек самый лучший? В ответе должна была заключаться и причина, и доказательство, но в краткой, сжатой форме. У отвечавшего невнимательно эйрен кусал в наказание большой палец. Эйрен часто наказывал детей в присутствии стариков и властей, чтобы они могли видеть, за дело ли и правильно ли он наказывает их. Во время наказания ему не мешали, но когда дети расходились, с него взыскивали, если он наказывал строже, чем следует, или, если напротив, поступал чересчур мягко и снисходительно… Детей приучали, кроме того, выражаться колко, но в изящной форме…»

спарта3

Ну а что же с девочками и девушками? Думаете, они остались на домашнем воспитании. Нет! Требования были одинаковы! Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом… Действующие уставы запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий и плясать, и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь его ошибкой, с другой стороны прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее соревнование и честолюбие.

Последний этап воспитания — от 21 до 30 лет готовил не столько воинов, сколько граждан, наделённых политическими правами. К слову сказать, в спартанской системе молодые люди до 30 лет назывались “несовершеннолетними”. Вот так!

Времена меняются, ценности остаются. Давайте любить и беречь наши семьи

Подготовила Татьяна Юрина, кандидат исторических наук

Редакция благодарит исторический факультет
ПГПУ им. В.Г. Белинского за информационную поддержку

Опубликовано в журнале «Мы — родители!» №1(13) Февраль 2010


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий