wordpress themes.

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: хорошо или плохо?

«Поздравляю, вы скоро станете мамой!» — сообщает врач, и будущая мамочка полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.

Наконец девять месяцев ожидания вознаграждаются появлением на свет маленького, но величайшего чуда; а вместе с ним приходит окончательное осознание того, что только от вас зависит, насколько гармонично войдёт в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к новым условиям. Вот кроха лежит в колыбели, а молодых родителей уже волнует не только здоровье, питание, режим, но и его развитие.

Как быть: заниматься с малышом с первых месяцев его жизни или отложить до более позднего времени, не лишать его детства? Решать вам. Но неизменным остаётся следующий научный факт. Учёные выяснили, что развитие клеток головного мозга к трём годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – на 90%. Стало ясно, что мы упускаем столько возможностей, не используя врождённый потенциал малыша! Выходит, что мозг ребёнка к семи годам перестаёт расти, но именно в этом возрасте мы готовы нагружать ребенка знаниями?! Как ему это удаётся? Всё дело в том, что у ребёнка «впитывающее сознание» (термин М. Монтессори) — это врождённая способность ребёнка впитывать «как губка» новые впечатления о мире.

После рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух, обоняние, вкус, осязание – ребёнку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации является для ребенка необходимостью. Его мозг всё время работает, накапливая и обрабатывая всё новые впечатления о мире. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые.

Однако многие взрослые могут найти аргументы против раннего развития. Вот самые распространенные.

 

«Пойдёт в садик (школу), там научат»

Конечно же, там научат. Но как было сказано выше, чем позже вы начнёте, тем сложнее будет овладевать новыми знаниями. Школа ждёт от ребёнка умение концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. Более того, во многих школах к общим навыкам прибавляется умение читать, писать, считать, логически мыслить и т.п. К тому же надеяться только на детские дошкольные учреждения было бы непростительной ошибкой. Малыша научат, но «закреплять пройденный материал» всё – таки предстоит в домашнем кругу.

«Ничем не занимались, растёт не хуже других»

Чаще так рассуждают ленивые, либо неосведомлённые родители. К тому же, понятие «не хуже других» весьма относительно. Выше было сказано, что ребёнок рождается с врождённой способностью познавать всё новое. К примеру, на вопросы ребенка вам некогда ответить, либо «ещё рано говорить об этом». Ребёнок развлекается перед телевизором или компьютером. Если не удовлетворять потребности ребенка в знаниях, то активный интерес пропадает. В этом случае не стоит удивляться, почему ребёнок не хочет заниматься.

«У меня нет на это времени»

Да, действительно, чаще всего с ребёнком остаётся один из родителей, а другой работает; помимо этого приходится вести хозяйство. Бывают наверняка в семье и ссоры, и переживания. Не сомневаюсь, вы устаёте. А общение с ребёнком, особенно развивающее общение – это тоже работа, требующая сил и времени. Тем не менее, на ребёнка вы обязаны находить время, пусть 15 – 20 минут ежедневно, но это время уделите только ребёнку. Тем более, что развивающее общение не обязательно требует специальных занятий. Вы можете на прогулке, дома на кухне создать развивающую среду. Главное – ваше желание заниматься, немного фантазии и знаний.

Сегодня существуют школы раннего развития. За консультацией в организации развивающих занятий дома вы можете обратиться к квалифицированным педагогам. Тем более, чаще педагоги сами дают домашнее задание.

Если у вас мало свободного времени, при этом вы хотите заниматься с ребёнком и нервничаете, что уделяете ему мало внимания, не переживайте. Думаю, вас утешат данные последних исследований. Американские исследователи из Университета Техаса и их британские коллеги из Бристольского университета утверждают, что ребенку важно не количество проведённого с ним времени, а качество общения. Исследования подтвердили, что работающие женщины тратили в день меньше времени на ребёнка, но навёрстывали упущенное в выходные дни и по вечерам. Это время они проводили с ребёнком более интенсивно и полезно.

«У ребёнка должно быть детство»

Чаще всего так рассуждают родители, которые не понимают действительного значения раннего развития. Развивать ребёнка, вовсе не означает растить гения! Есть такие родители, которые нагружают ребёнка, записывают во всевозможные кружки и школы и требуют, и требуют, и требуют. Психологи такой подход к воспитанию называют реализацией собственных амбиций и желаний за счёт ребёнка. Результат, как правило, в таких случаях оставляет желать лучшего. Появляется нежелание учиться, неврозы и полное безразличие. Вовсе не о таком раннем развитии идёт речь. Все мы знаем о том, что у ребёнка от рождения есть потребность в познании. Если эту потребность удовлетворять, то не придётся к 5-6 летнему возрасту заставлять ребёнка заниматься. Чаще так и получается, а родители недоумевают, почему ребёнок не хочет учиться. В результате виноваты школа, педагоги, потому что «не могут заинтересовать».

Для успеха раннего обучения малыша, нужно прежде всего любить и уважать его. Необходимо хорошо знать его предпочтения, способности и интересы. А для этого необходимо создать развивающую среду, в которой бы они проявились и развивались. Не важно, когда ребёнок научился читать, важно, что у него есть тяга к знаниям. Поэтому, когда вы начнёте заниматься с ребёнком или отдадите его в школу развития, не ждите быстрых результатов.

«Я не специалист, у меня не получится»

Да, действительно, специалистов, знающих методики раннего развития, успешно применяющих их на практике, немного. Во-первых, вам приходится заниматься только с одним, а не с целой группой. Во -вторых, школы раннего развития и существуют для того, чтобы помочь вам. Сотрудничайте тесно с педагогом, проявите активность. Главное желание, и у вас обязательно получится! Наконец, в-третьих, вы – родители, и просто обязаны хотя бы немного разбираться в детской психологии и педагогике. Читайте, размышляйте, пробуйте – информации сейчас предостаточно. Посещайте родительские клубы, лекции и тренинги. Школы дошкольного развития должны организовывать подобные мероприятия. Ведь вы больше других знаете своего малыша, вам проще понять его, почувствовать. Для своего чада – вы лучший специалист. Овладевайте информацией, прислушивайтесь к своей интуиции – и у вас всё получится!

Итак, раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Занимаясь с ребенком, вы расширяете его информационное пространство, даёте ему возможность познать всё многообразие окружающего мира. Ваш малыш уникален от природы, в ваших силах ему помочь. Дерзайте и получайте удовольствие! Это вам обязательно воздастся

 

Подготовила Татьяна Варламова, 
педагог-психолог, специалист по раннему развитию детского клуба развития «Беби-остров»

 

Опубликовано в журнале «Мы — родители!» №3(15) Апрель 2010

{jcomments on}


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий