wordpress themes.

МУЗЫКА с самого рождения

музик

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Основной вид музыкальной деятельности, доступный ребенку раннего возраста – восприятие музыки.

Восприятие музыки характеризуется, прежде всего, эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько переживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Малышу нравится благозвучие, он заметно оживляется, радуется.

При организованном восприятии – слушании музыки, можно отметить уже на первом году жизни ребенка некоторую динамику в его эмоциональном состоянии. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера, например: плясовую, колыбельную. Постепенно музыкальные впечатления становятся более разнообразными.

Подпевание и пение

Уже на первом году жизни задушевное мягкое пение взрослого вызывает у ребенка ответные вокализации. Вначале они связаны с речевыми интонациями, затем появляются протяжность, определенный ритм, звуковысотность. Наилучшей подготовкой малыша к пению является пение матери с первых дней жизни ребенка.

Песенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, радуют малышей и одновременно развивают музыкальный слух, чувство ритма, приучают к определённой дисциплине. Ребёнок постепенно запоминает многократно повторяющиеся мелодии и слова, у него появляется желание “подпевать”. Первые 3-4 месяца жизни ребенка это в основном колыбельные и спокойные протяжные песни. Ребенок слушает их и может спонтанно реагировать на пение комплексом оживления и гулением. Меняйте ритм, высоту, варьируйте мелодию. Наблюдайте ответную реакцию и снова продолжайте. Занимайтесь и звукоподражаниями, работая по картинкам или с мягкими игрушками. Рассматривая картинку или игрушку, скажите: «Это мышка, она пищит: Пи-пи-пи!» Делайте паузу, ожидая подражательной реакции малыша. Затем снова продолжайте. Используйте слова грамотно. Корова всегда «мычит», собачка – «лает», лисица – «тявкает» и т.д. Но нельзя сказать, что собачка – «говорит».

Позже, к началу второго года жизни, можно отметить певческие интонации нового качества.

Малыш начинает подражать взрослому, подпевая отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки.

Ближе к трем годам дети точнее воспроизводят ритмический рисунок песни и рисунок мелодии. Наиболее «продвинутые» в пении малыши к трем годам могут чисто спеть несложную песенку без музыкального сопровождения и без помощи взрослых.

Некоторые способы работы с малышом

Показ игрушки с пением

Начинать можно с 3-х месяцев. Занятия лучше проводить в течение 2-3 минут. Показ игрушки с пением – это форма слушания музыки, доступная для самых маленьких детей.

Используйте для показа подходящие по содержанию песенок игрушки, куклы. Малыш должен видеть ваше лицо. Игрушка во время показа должна двигаться. Можно показывать, наклонившись над лежащим ребёнком, или вести игрушку у края кроватки. Чтобы ребёнок повернул голову, начинайте или заканчивайте пение и показ сбоку от его головы. Ребёнка постарше можно держать на коленях или посадить рядом. В конце игры дайте возможность малышу поиграть с игрушками, которые вы ему показывали.

Малыш должен ясно представлять значение слова «петь», «подпевать». Поэтому не следует вначале говорить: «Пой со мной песенку…» или «подпевайте со мной…».

Перед первым исполнением песни можно сказать: «Буду петь…», «Спою любимую песенку Бобика…», а после выразительного исполнения-показа сказать: «Я спела…» И каждый раз не забывать комментировать пение, связывая конкретное действие со словом.

Следует подбирать репертуар, в котором есть ясный выразительный персонаж, сюжет, простая мелодия. Очень хорошо, если в тексте песенки, которую вы разучиваете, концы фраз зарифмованы с повторяющимися слогами, звукоподражаниями. Например, в песенке «Бобик»:

  • Вот наш Бобик, славный пес! Гав! Гав!
  • Светлый лобик, черный нос! Гав, Гав!
  • Бобик, Бобик, лапу дай! Гав! Гав!
  • Сядь на коврик и не лай! Гав! Гав!

Или звукоподражания в песенке «Киска»:

  • Киска, киска, кис, кис, кис!
  • С нами рядышком садись!
  • Убери царапки в мягонькие лапки!
  • Мяу! Мяу! Мяу! Мяу!
  • Киска, киска, кис, кис, кис!
  • С нами рядышком садись!
  • На тебе в ладошки молочка немножко!
  • Мяу! Мяу! Мяу! Мяу!

Музыкально-ритмические движения

Музыкально – ритмическая деятельность по мнению специалистов имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений – ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Так, например, при условии систематических занятий малыши 4-5 месяцев перестают двигаться с окончанием музыки. Возможности расширяются, когда ребенок начинает сидеть, ползать, стоять, ходить. Двухлетние дети могут передавать в движении характер музыки (спокойной или быстрой), форму произведения (начало и окончание, смена частей).

На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание), Это позволяет им более точно передавать характер музыки: мягкий, легкий, бодрый, отрывистый.

На рубеже трех лет становятся также разнообразными и подвижные музыкальные игры. Малыши теперь могут не только ритмично двигаться под разную музыку, но и передавать образ какого-нибудь персонажа, использовать характерные движения, инсценировать несложные песенные сюжеты.

При знакомстве с новым движением покажите его выразительно сами, напевая при этом текст. Показ нового движения намеренно дается в замедленном, несколько утрированном виде с остановками. При комментарии нового движения следует обходиться минимумом слов. Лучше – эмоциональное, радостное действие. Ребёнок должен видеть, что движение доставляет вам большую радость, что выполнять его весело и приятно.

Большое значение вработе с движениями придается музыкальным сигналам. Малыши очень любят эти упражнения и всегда ждут, что очередной музыкальный сигнал вновь изменит их действие. Сигналы помогают организовать работу при ходьбе и прыжках, беге. Остановка музыки (внезапная) – это, безусловно, сигнал. И дети обожают его, сразу замирают в полудвижении и могут сохранить позу некоторое время.

Например, упражнение «Лодочка»:

Мама и малыш сидят напротив друг друга с вытянутыми вперед и слегка расставленными ногами. Ноги касаются друг друга, образуя фигуру, напоминающую лодочку. Держатся за руки. Спины – прямые. С началом музыки двигаются вперед-назад – лодочка качается, плывет.

  • Я на лодочке, на лодке
  • (качание вперед-назад)
  • Все плыву, плыву, плыву.
  • Я о лодочке, о лодке
  • Звонко песенку пою!
  • Если вымокну немножко
  • (Руки подняты вверх, трясем ими ритмично в такт музыке, повернувшись в правую сторону. Спины – прямые)
  • Что ж ребята, не беда!
  • Ведь со мною крепко дружат
  • (такое же движение в противоположную сторону)
  • Солнце, воздух и вода!

Звуковые игры. Игры-говорилки

Маленькие детские стишки, незатейливые произведения народного, детского фольклора являются прекрасным материалом для развития слухового восприятия, интонационной и фонематической стороны речи, чувства ритма, предпосылками для развития вокальных навыков.

Ветер

  • Ветер северный подул: С-с-с! (сопровождаем движениями по ходу текста)
  • Все листочки с липы сдул: Ш-ш-ш!
  • Полетели, закружились
  • И на землю опустились! А-а-ах!

Ехали

  • На лошадке ехали: Цок,цок, цок, цок! (сопровождаем говорилку движениями по тексту)
  • До угла доехали: Цок, цок, цок, цок!
  • На машине ехали: Би-би-би-би!
  • До угла доехали: Би-би-би-би!
  • Поездом поехали: Ту-ту-ту-ту!
  • До горы доехали: Ту-ту-ту-ту!

У часиков песня такая

  • У часиков песня такая: тик, тик, тик.
  • У птички-синички такая: пик, пик, пик.
  • У поросенка такая: хрю, хрю, хрю.
  • У ежика песня такая: плюх, плюх, плюх.
  • У кисоньки песня такая: мяу, мяу, мяу,
  • У Танечки песня такая…
  • А у Ванюши такая… (малыш и мама напевают свои варианты)

Музыкально – ритмические игры (и в условиях семьи, и в родительских группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

 

Подготовила Ирина Боброва, руководитель Монтессори-клуба “Растем вместе”

Опубликовано в журнале «Мы — родители!» №1(13) Февраль 2010

{jcomments on}


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий