wordpress themes.

ДОМАШНЯЯ ШКОЛА МОНТЕССОРИ: Чувственное (сенсорное) развитие

Во многих книгах по педагогике и раннему развитию
можно легко найти раздел о важности сенсорного
развития ребенка. Многие исследования
подтверждают то, как сильно сенсорное воспитание
способствует развитию интеллекта. Мария Монтессори
ещё в начале прошлого века не только поняла важность
этого воспитания и, даже выделила особый период
наиболее активного сенсорного развития, — от рождения до 5 лет.

 

В этот период ребёнок становится особенно восприимчив к цвету, форме, размеру предметов, звукам. Он запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Каждый здоровый ребёнок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слышит, ощущает запах, вкус… С помощью собственных чувств ребёнок получает реальное представление о жизни.

Достаточно ли просто пользоваться этой природной способностью ребёнка? В Японии детей учат различать более ста оттенков серого цвета! Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способствующим интеллектуальному развитию ребёнка.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему делать выводы и совершать свои открытия, не преподносите все в готовом виде.

Матрешки

Цель: развиваем визуальные чувства, глазомер, мелкую моторику, концентрацию внимания. Готовимся к введению математических понятий.

Возраст: с 1,5 лет.

Необходимо: Матрешка (неокрашенная) для малышей – 4-5 штук, для детей постарше –8- 10 штук.

Как играть:

1) Выставляем матрёшки на стол в произвольном порядке. Затем, не давая ребёнку объяснений и не раскрывая логики действий, медленно ставим их в ряд слева направо, начиная с самой большой. Показываем результат нашей работы, перемешиваем и предлагаем ребёнку построить такой же ряд. Если малыш понял закономерность – можно продолжить и поэкспериментировать с построением рядов, если не догадался – повторить упражнение через некоторое время.

2) Уникальный аналог классических «блоков цилиндров» Монтессори — нижние части матрешек прикручиваем к деревянному брусочку или доске, от большой к маленькой. Верхние ставим рядом, в таком же порядке. Показываем, как можно подобрать пару. Просим ребёнка сделать то же самое. (Усложнить данное упражнение можно – перемешав верхние части и поставив их не по порядку)

3) Матрёшка отличный материал для введения понятий «большой», «ещё больше», «самый большой», «маленький», «ещё меньше», «самый маленький». Вот как, например, можно провести известный трёхступенчатый урок по Монтессори:

— Ставим большую и маленькую матрешки: «Это – большая. Это – маленькая»

— Играем: «Дай мне большую», «Поставь на стол маленькую», «Где большая» и т.п.

— Показываем ребёнку на матрёшку и спрашиваем: «Это какая?»

Упражнение можно усложнять, вводя новые понятия и параметры.

Знакомимся с цветом

шахматная бумага

Цель: Учимся фокусировать взгляд. Визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами. Знакомство со сравнительной степенью прилагательных. Расширение словарного запаса.

Возраст: с 3 месяцев

Необходимо: Распечатать на принтере или нарисовать от руки черно-белые клетки (5х5) в шахматном порядке.

Как играть: Повесить картинку на стенку кроватки, на стену около кроватки, в коляске. Это поможет малышу научиться фокусировать свой взгляд. Кроме «шахматки», вы можете повесить картинку с вертикальными и горизонтальными полосками, кружками.

Возраст: с 2 лет

Необходимо: Прямоугольники из цветного картона (2 красных, 2 синих, 2 желтых). Можно использовать катушки цветных ниток,- как это делала более 100 лет назад Мария Монтессори.

Для усложнения задания: сделать по 8 оттенков основных и дополнительных цветов (распечатать на цветном принтере и заламинировть).

Как играть:

1) Выкладываем таблички в произвольном порядке (начинаем с наименьшего количества пар и с основных цветов). Берём любую табличку и подбираем к ней пару. Кладём рядом. Под них выкладываем следующую пару и т.д. Таблички перемешиваются, и ребёнок подбирает пары самостоятельно.

2) Таблички лежат на одном столе, а пары к ним на значительном расстоянии. Показываем ребёнку любую табличку и, не отдавая её в руки, просим принести такую же.

3) Трехступенчатый урок:

-выкладываем таблички по одной и называем их цвет

-Играем с ребёнком: «Дай мне жёлтую», «Положи на стол красную», «Возьми себе синюю» и т.д.

-Показываем на табличку и спрашиваем: «Это какая?»

Постепенно вводим дополнительные цвета и увеличиваем количество табличек.

4) Выкладываем ряд из цветных табличек слева направо от самого темного до самого светлого оттенка одного цвета. Перемешиваем и просим ребёнка выложить так же.

5) Через трехступенчатый урок вводим понятия: «самый темный», «самый светлый», «светлее», «темнее», «средний».

Кстати говоря, специалистами замечено, что дети в возрасте двух месяцев охотнее всего фиксируют взгляд на предметах жёлтого цвета.

Дегустатор

Цель: Развитие вкуса, введение понятий «сладкий», «кислый», «горький», «солёный».

Возраст: с 2 лет

Необходимо: 4 пары баночек или маленьких флакончиков с водой, вещества, придающие вкус без изменения цвета: лимон, соль, сахар, сок грейпфрута. По 2 стакана с питьевой водой у взрослого и ребёнка.

Как играть: Ставим баночки в 2 ряда, слева и справа. Наливаем насколько капель из баночки левого ряда, пробуем. Запиваем (нейтрализуем вкус) чистой водой, в другом стакане прополаскиваем ложечку. Ищем такую же по вкусу из правого ряда. Если содержимое баночек одинаковое на вкус – пара ставится в сторону, если нет – продолжаем поиск.

Начинать нужно со сладкой воды, затем кислая, солёная и горькая.

Коробочки с запахамилавровый лист

Цель: развитие обоняния

Возраст: с 3 лет

Необходимо: 3 пары непрозрачных баночек с крышками, остро пахнущие вещества: кофе, корица, лавровый лист, ванилин и др.

Как играть: Ставим баночки в 2 ряда, крышечки плотно закрыты. Берём баночку из левого ряда, открываем крышечку и показываем ребёнку как правильно нюхать. Предлагаем ребёнку сделать то же и вместе ищем запах в другом ряду. Подходящие баночки ставятся попарно в сторону.

Позже можно повторить игру с закрытыми глазами.

На прогулке определяйте с ребенком, какие цветы пахнут, а какие нет. Заварите чай из разных трав. Вместо баночек можно использовать мешочки с остро пахнущими травами.

Шумовые баночки

Цель: Развитие слуха, расширение словарного запаса.

Возраст: с 2 лет

Необходимо: 3 пары пластмассовых бутылочек (из-под питьевых йогуртов, маленькие) с закрывающимися крышечками. Можно использовать и пластмассовые коробочки из киндер-сюрпризов. Наполнитель: фасоль, горох, манка, винтики и пр.

Как играть: Разложите одинаковое количество наполнителя попарно в баночки. На дно баночек можно фломастером поставить контрольные метки.

1) Ставим баночки в 2 ряда, как в предыдущих упражнениях. Берем баночку из левого ряда, подносим к левому уху и встряхиваем. Прислушиваемся и встряхиваем у правого уха. Предлагаем ребёнку проделать то же самое. Затем начинаем аналогичным образом искать пару из правого ряда.

2) Выстраиваем ряд от самого громкого к самому тихому звуку. Перемешиваем. Предлагаем ребёнку выстроить ряд.

3) Даем понятия «громкий», «звонкий», «тихий», «глухой».

Слушаем тишину

Уроки тишины ежедневно проходили в школе Марии Монтессори.

Упражнение полезно только тогда, когда дети выполняют его добровольно и ровно столько, сколько хотят сами.

Цель: учим ребёнка владеть собой, развиваем наблюдательность, слух, терпение.

Возраст: с 2 лет

Необходимо: немного затемненная комната, в которой кроме вас и ребёнка никого нет.

Как играть: Предложите ребёнку внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине. Если он первый её нарушил, спросите, что он услышал, заметил. Устройте соревнование: кто больше увидит и услышит. Помогите ребёнку сконцентрировать внимание: «Послушай, как говорят часы», «Посмотри какая тень от стула» и т.п.

Не забывайте, что порядок – обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать. По окончании занятий уберите все материалы на место.

Лоскутки

лоскутки ткани

Цель: утончение тактильных ощущений.

1) Возраст: с 2 лет.

Необходимо: пары прямоугольных лоскутов ткани одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине.

Как играть: Сложить лоскутки в одну стопку. Берем лоскуток, ощупываем его то одной, то другой рукой с разных сторон, даем ощупать ребенку. Затем говорим: «Хочу найти такой же, как этот». Откладываем лоскуток, берем следующий, повторяя с ребенком те же действия. Снова берем первый лоскуток в левую руку, а второй — в правую, и ощупываем одновременно, затем даем ребенку ощупать лоскутки и спрашиваем: «Они одинаковые?» Если да, то складываем пару и отодвигаем ее в сторону, если нет — продолжаем подбор.

Начинать работу нужно с тремя резко отличающимися по фактуре тканями (шелк, бархат, мех), а затем увеличиваем количество пар. Потом можно попробовать работать с повязкой на глазах или закрытыми глазами.

2) Возраст: с 2,5 лет.

Необходимо: три разных по фактуре лоскутка ткани.

Как играть: Предлагаем ребенку ощупать лоскуток и говорим: «Это шелк». Так же вводим названия остальных тканей. Далее можно переходить на следующий этап: просим ребенка показать шелк, бархат, шерсть. После того, как ребенок освоит это упражнение, можно просить его называть ткань, показывая ему по очереди лоскутки ткани.

Подготовила Ирина Боброва, руководитель Монтессори-клуба “Растём вместе”

Опубликовано в журнале «Мы — родители!» №3(08) Апрель-Май 2009

{jcomments on}


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий