wordpress themes.

ЧТЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ

Наш малыш, роднулечка, кровиночка. Самое дорогое, что есть у нас. Как же хочется, чтобы он был самый умный, самый талантливый, самый способный, самый самый!.. Так хотелось бы дать ему самое лучшее…

Сегодня разговор пойдёт об одной из самых популярных и на самом деле дающей замечательные результаты – методике обучения чтению
по кубикам Зайцева. Что же это за кубики?

Обсудить вопросы наших читателей и саму методику в целом мы решили с логопедом детского клуба развития «Беби-остров», Алемайкиной Инной Валерьевной.

— Инна Валерьевна, в чем же основной принцип этой методики?

— Имеются исследования, проведённые в Институте раннего развития в Филадельфии, доказывающие, что самое эффективное обучение происходит именно в период роста мозга. И поэтому обучать чтению ребенка 7 лет сложнее, чем детей 3 и 4 лет. Что касается образовательной методики Зайцева – она признана психологами, медиками, физиологами как наиболее оптимальная не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения заботы о здоровье ученика. Занятия проводятся в игровой, подвижной форме, что исключает умственное перенапряжение и появление нарушений осанки и зрения.

Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило — упражнение. Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, размещается на стене и считывается взглядом. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте, никогда не выполнялся принцип «от частного — к общему, от общего — к частному», потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. Система Зайцева является системой обучения, которая эффективно работает в современных условиях. И здесь не идёт речь о сравнении с фиктивными методиками «развивающего обучения» (этот модный термин используют сейчас очень многие). Корректно сравнение только с мировыми стандартами. И, конечно же, огромный плюс этой методики я вижу в охране здоровье ребенка от бессмысленных перегрузок.

— Как же работает эта методика?

— Важно понимать, что все требования, выдвигаемые Зайцевым к проведению занятий, научно обоснованы: таблицы висят высоко для профилактики нарушений зрения и осанки, кубики лежат в куче, не рассортированные, для развития умения быстро переключаться, находить нужный кубик. А это настоящая мыслительная работа для малыша! Посмотрите, как он трудится, копошится вокруг кубиков, ставит их на полочку: пишет свои первые слова. Таблицы – это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда малыш пропоёт по ним песенки, напишет десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки.

Дети даже не всегда понимают, что их учат читать. «А мы сами научились!» — заявляют они изумленным родителям. А все потому, что методика по-настоящему игровая, кубики нравятся всем – и двухлеткам, и шестилеткам. Если педагог внимательный, он будет подбирать игры и задания, подходящие именно вашему малышу. Одному безумно нравится бегать с кубиками туда-сюда, составлять слова, строить «говорящие» башенки и поезда.

Другому все надо взвесить, а потом уж взять кубик, подходящий для данного слова. С такими ребятами надо заниматься иначе. Кубики рассчитаны на развитие всех органов чувств малыша. Они помогают сохранить зрение — ведь они объемные, а не плоские, как текст книги, и крохе не придется напрягать лишний раз глазки. Кроме того, во время игры идет тренировка глазных мышц. Кубики интересно и по-разному звучат: железные гремят, деревянные стучат, а некоторые еще и шуршат. А педагог будет много раз «озвучивать» кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. Также они отличаются по цвету, весу и размеру (воздействие на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта) — вот сколько помощников для определения и нахождения нужных частей слова! Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.

— Инна Валерьевна, наши читатели часто спрашивают, с какого возраста можно начинать обучение чтению по кубикам Зайцева?

— Начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Можно начинать их еще до года, можно на втором году жизни, можно позже. Никогда не рано, но и никогда не поздно. В каждом возрасте – свои особенности, и это надо учитывать, занимаясь с ребенком.

Однако, самый эффективный возраст для начала занятий – момент начала освоения устной речи. Это дает необыкновенный толчок в развитии речи и незаметное, естественное освоение чтения, наравне с устной речью. Ребенок сразу воспринимает «правила игры» – все слова можно увидеть и услышать. И запоминает эти два «образа слов» одновременно.

Еще один наиболее благоприятный момент – четыре с половиной — пять лет. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы по-настоящему читать, уже, наверняка, очень любит книжки, и он будет понимать, зачем учиться читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.

— Что на Ваш взгляд эффективнее — заниматься дома или в группе?

— Я всегда рекомендую оба варианта. Для быстрого и эффективного результата нужно заниматься как в группе, так и дома. В группе дети тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее. Занятия в группе их очень увлекают. Дома ребёнок может просто играть в кубики, тем самым, повторяя и запоминая всё что проходилось на занятии.

Дети до трех лет, безусловно, еще не способны эффективно заниматься в группе. Они отвлекаются друг на друга, не умеют слушать педагога, не способны заниматься больше 10-15 минут подряд. Таким малышам лучше заниматься дома с мамой, либо посещать индивидуальные занятия с квалифицированным педагогом.

— Как проходят групповые занятия?

— На занятиях по методике «Кубики Зайцева» ребятам приходится переходить от одних учебных материалов к другим, таблицы и учебные материалы расположены по всему периметру помещения, педагог организовывает работу в плане ближнего, среднего, дальнего зрения — тренирует глазки учеников. У преподавателя — тысячи вопросов, в таблицах — тысячи ответов. Правильный можно быстро отыскать только на основе качественных умозаключений. Расположены таблицы не на уровне глаз, а повыше, чтобы головки были подняты; самые маленькие буквы в них значительно крупнее, чем в учебниках для слабовидящих (охрана осанки и зрения).

Мы играем в интереснейшие игры с кубиками, устраиваем соревнования, поём, танцуем. Ребенок не замечает, как учится складывать слова: сначала — маленькие, затем — побольше. И недалек тот день, когда любимую сказку кроха будет гордо читать маме сам.

— Инна Валерьевна, как много времени занимает обучение чтению по данной методике?

— Если ребенку три – три с половиной года, то первое слово он может прочесть не менее чем через месяц, а прочитывать любое незнакомое слово еще через столько же или немного больше. До того момента, когда ребенок будет самостоятельно читать книги пройдет примерно около года, так как ребенок ни физически, ни психологически не может быть готовым к такому занятию. Но он вполне освоит прочтение заданий в игровых раскрасках, угадывание ребусов. Уже сможет активно тренироваться в письме кубиками и по таблице простейших «диктантов» в два-три предложения.

Дети четырех-пяти лет смогут прочитать первое слово на третьем — четвертом занятии, научатся прочитывать любое слово за неделю – две – три. Будут пытаться читать себе книги через один — два — три месяца. Конечно, если вы будете заниматься регулярно.

Дети пяти – шести – семи лет начинают прочитывать слова через пятнадцать-двадцать минут первого занятия, читать любые слова после трех – пяти занятий. А затем, при некотором усердии, быстро начинают сами себе читать книги.

— И последний вопрос, на Ваш взгляд каждый ли родитель или педагог может овладеть работой с кубиками Зайцева?

— К сожалению, далеко не все! Хотя Николай Александрович Зайцев и пишет в своих книгах, что любой родитель может овладеть его методикой, это не совсем так. Очень важно знать возрастные особенности ребёнка, как заинтересовать ребёнка, как сделать так, чтобы интерес не пропал, как правильно ИГРАТЬ в кубики с ребёнком.

Некоторые родители просто не умеют играть. Они начинают заниматься с ребенком, как со школьником, сажая его за парту и заставляя выполнять задания, давать ответы в обязательном порядке. Как правило, маленьким детям не нравится такая «игра» в кубики, и они просто отказываются делать, что бы то ни было.

Лучше отвести ребенка в группу, и там опытный педагог научит ребенка читать по тем же кубикам легко и без стресса.

Опубликовано в журнале «Мы — родители!» №4(16) Май-Июнь 2010

 


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий