wordpress themes.

Учимся сочинять сказки

«Расскажи сказку!»—настойчиво просит малыш, а мама вместо этого включает мультфильм и продолжает заниматься своими делами, довольная, что ребёнок не будет её хоть какое-то время отвлекать.

Ну и что же здесь “криминального”? Ну хотя бы то, что женщина самой природой обязана просчитывать отдалённые последствия любых своих действий и то, чем они грозят её ребёнку. Так чем же?

Малыш просит сказку не только потому что ему скучно. Начиная со второго года жизни, сказки для любого ребёнка — обязательное условие его полноценного развития. Мозг наш может правильно развиваться только если будет в нужное время, в нужной форме и в нужном количестве обеспечен необходимой информацией. Только усваивая и обрабатывая эту информацию, мозг и нервная система в целом растут и совершенствуются. Если же в определённом детском возрасте образовался «пробел», то впоследствии проблемы станут расти как снежный ком.

Первая проблема: «Я для мамы не так важен, как что-то (или кто-то) другое». В итоге ребенок вырастает либо с заниженной самооценкой, либо с равнодушным отношением к близким («как вы ко мне, так и я к вам»). Кроме этого, живое общение заменено просто потоком визуальной и акустической информации,— и у ребенка не формируется умение общаться с живыми людьми.

Хорошо, если ребёнок смотрит мультфильмы-шедевры гуманизма (советскую, венгерскую или диснеевскую классику, пёсика Рекса или малышку-крота…), от них не будет вреда, в отличие от сегодняшних суррогатов. Но даже самая роскошная, красивая и умная придворная дама — не царица! Идеальная сказка та, что рассказана именно тебе близким человеком.

Замечательно, если это народная сказка: она классика языка и нравственности по определению. Но что такое «сказка»? Это обычные персонажи, с которыми происходит что-то необычное. Поэтому сказки и формируют у маленького человека творческое мышление, вовремя стимулируют развитие фантазии и воображения, веру в добро и справедливость!

Mother and daughter sitting on sofa with stuffed animals

К сожалению, большинство героев таких сказок для детей нашего века уже не являются привычными предметами и соседями по жизни; разве что для детей из глубинки, где они сами кормят Бурёнок, печь топят дровами, за водой идут с вёдрами, за грибами и орехами в лес, а там полно белок, заек, лисичек-сестричек и порой даже слышно как воет волчок-серый бочок.

Городскому ребёнку нужны сказки про то, что находится рядом с ним, в его реальной жизни. Поэтому придумывайте сказки сами про всё, на что упадёт взгляд, а события, стиль и речевые обороты смело используйте из народного фольклора, ведь именно так создавали свои сказки наши мудрые предки.

Для тех, кто робеет начать: начните со сказки про Маленькую Машинку. Она придумалась мной почти тридцать лет назад в похожих (см. начало статьи) обстоятельствах и с тех пор с восторгом принимается всеми дошкольниками, с которыми мне пришлось за это время встретится на «сказочной» тропинке.

Итак, сказки про маленькую машинку.

Сказка для капризных едоков

Жила-была на свете Маленькая Машинка, маленькая-премаленькая. И колёса у неё были маленькие-премаленькие, фары маленькие и кузов маленький-премаленький… А кабина такая малюсенькая, что даже руль нельзя повернуть. Мама думала-думала и придумала: взяла самую большую кастрюлю и наварила много-много манной каши (или того, чем сейчас надо накормить ребёнка). Потом взяла большую-пребольшую ложку и стали машинку кашей кормить: ложку за папу, ложку за маму, ложку за сестричку, ложку за… (каждого члена семьи и домашних питомцев — важно никого не забыть. Последним называем имя самого ребёнка), пока вся каша не кончилась. И стала машинка расти, расти, расти и выросла большая-пребольшая — всем места хватит! Тут все обрадовались, заправили машину самым лучшим бензином, сели и поехали в дальние страны, за моря-океаны, прямо в …( место, куда хотел бы попасть Ваш ребёнок).

Сказка перед сном

Жила-была на свете Маленькая Машинка. Вот как-то раз поехала она по дороге и заехала в тёмный лес. Зацепилось у машинки одно колёсико за камень, отломилось и куда-то укатилось. Стоит машинка на дороге и плачет…
Вдруг слышит: шум какой-то. А это подъезжает сзади Большой-Пребольшой Трактор и спрашивает её:
—Что ты плачешь, маленькая машинка?
Машинка говорит:
—Как мне не плакать? Не могу я даже с места тронуться!
—Не плачь, я тебе помогу. Цепляйся за меня!
Машинка прицепилась к трактору, он её за собой потянул… А машинка всё равно не едет, набок заваливается: колеса-то нет! Отцепился трактор и уехал, а Маленькая Машинка стоит опять одна на дороге и плачет горючими бензиновыми слезами…
Подъезжает к машинке Большой Грузовик и спрашивает:
—Что ты плачешь, Маленькая Машинка?
А Машинка отвечает:
—Как мне не плакать? Было у меня колёсико, отломилось и укатилось, не могу я дальше ехать.
—Не плачь, я тебе помогу!
—Нет, не поможешь! Мне вон Большой-Пребольшой Трактор хотел помочь, а не смог, не помог.
—Трактор не смог, а я смогу, помогу! Смотри, сколько у меня в кузове запасных колёс, выбирай, какое тебе нужно.
Тут все обрадовались, подобрали для Маленькой Машинки подходящее колёсико, заправили машинку бензинчиком и поехали все вместе в дальние страны, за моря-океаны!

Автор Галина Андреева, педагог высшей категории


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий