wordpress themes.

Поможем ребенку сосредоточиться

“Эх, ты, невнимательный!”, “Рассеянный с улицы Бассейной!” — часто деткам достается от родителей, учителей и сверстников. Но прежде, чем ворчать на малыша, нужно разобраться в причинах его невнимательности и помочь справиться с ней.

Помните рассказ Н. Носова «Федина задача»? Ученик не решил задачу  только потому, что не смог сосредоточиться на ее условии.

Педагоги и родители постоянно жалуются на невнимательность и несобранность детей  дошкольного возраста.

Каковы причины недостаточного внимания  детей?

Гиперактивность.Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания, слабая концентрация, импульсивность и двигательная расторможенность. Самая большая проблема такого ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. От родителей требуется предельное терпение, а также тесное взаимодействие с педагогами и психологами, т.к. дети с синдромом  дефицита внимания нуждаются в специальной коррекционной работе.

Хронические соматические заболевания. У детей, имеющих слабое здоровье, снижена функция внимания, что обусловлено общим ослаблением организма. Родителям необходимо следить за режимом, нагрузками,отдыхом ребенка. При соблюдении этих условий, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Детям с инертной и слабой нервной системой свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь в развитии навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки.Обычно рабочий день современного дошкольника  включает в себя посещение кружков, секций, студий. Времени на полноценный отдых часто не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки приводят к повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание  дошкольников еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

Как помочь ребенку?

Невнимательность  дошкольников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения – самые обидные для детей. В работе с невнимательными дошкольниками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания. Задания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательном порядке, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке и т.д.

Корректор

Возьмите ненужную книгу или журнал с длинными текстами.Вместе с ребенком назначьте условно «неправильную» букву (он будет её  вычеркивать). Выберите фрагмент текста. Когда ребенок закончит, проверьте текст сами. Если малыш действительно зачеркнул все буквы правильно,обязательно похвалите, можно даже выдать вознаграждение!

Постепенно можно усложнить задание. Предложите корректору вычеркивать три буквы, причем по-разному. Например, букву «Н» нужно зачеркивать, букву «М» — подчеркивать, «С» — обводить. А можно побыть «вредным» родителем: греметь, шуршать, что-то рассказывать, шелестеть и т.д.

Бабушка укладывает в свой чемодан…

Играть можно вдвоем с ребенком, но лучше – компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан…расческу», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и…тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.

Повелитель мух

Для этой игры потребуется расчертить лист бумаги на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Мухой может стать что угодно, например, крышка от лимонада или пуговица.

Поместите «муху» на клетку игрового поля. Взрослый приказывает, сколько клеточек и в какую сторону она должна преодолеть. Ребенок мысленно должен представить путь. После нескольких таких перемещений (например, две клеточки вверх, одна вправо, три вниз), спросите ребенка, где теперь должна находиться муха. Если он покажет место правильно, передвиньте муху туда. Продолжайте командовать мухой.

Что изменилось?

Небольшие предметы (блокнот, ластик, спичка, карандаш и т. п., 10-15 штук) помещаются на столе под газетой. Предлагается в течение 30 секунд посмотреть на предметы; потом ребенок должен отвернуться, а в это время четыре вещи меняются местами. Затем игрок поворачивается и называет те предметы, которые лежат на другом месте. За каждый правильно указанный предмет засчитывается 1 балл, за каждую ошибку 1 балл отнимается. За ошибку считается, названный предмет, который остался на своем месте.

У кого наберется 4 балла, тот и выиграл.

Задания на развитие устойчивости и переключения внимания

Говорите ребенку разные слова: стул, диван, кружка, карандаш, лиса, ложка и т.д. Малыш должен внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, обозначающее животное.

В другой раз он должен вставать, когда услышит название растения. Потом соедините два задания, т.е. нужно хлопнуть в ладоши, когда звучат слова, обозначающие животных, и встать на слова, обозначающие какое-либо растение.

Цифровая таблица

Сделайте для ребенка таблицу с цифрами от 1 до 25, которые расположены в произвольном порядке. Задание: как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25. В основном, дети 5-7 лет справляются с заданием за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.
Если это пока сложно для сына или дочки, составьте более простую таблицу (из 9 клеточек)

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Родителям необходимо помнить, что занятия с ребенком должны носить систематический характер. Самое главное в такой работе – заинтересованность взрослых, их внимание к ребенку, его успехам и достижениям.


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий