wordpress themes.

Незаменимые спутники детства

Детство – это замечательная пора в жизни каждого человека!
Детские игрушки – это неизменные спутники ребенка на тропе взросления. Крепко прижатая к груди, бережно спрятанная под подушку, подаренная бабушкой и оттого самая любимая – игрушка становится частью ребенка с самого рождения. Кубики, мячики, скакалки, игрушечные герои, пазлы, машинки, куклы и море самых разных отвлечений – как воздух для ребенка и самая большая радость для него.

Хорошо известен и тот факт, что в игрушки дети не просто играют, а учатся через них, приобретают новые навыки, познают мир. Именно поэтому очень важно не только их количество, но и качество.

Правила игры   

Прежде чем говорить об игрушках, стоит еще раз напомнить всем родителям, что очень важен сам процесс игры. Любые игры или занятия принесут пользу малышу лишь в том случае, если они будут очень мягко и гармонично вплетены в общую жизненную канву вашего чада. Процесс должен приносить только положительные эмоции и вам, и ребенку. Что же для этого нужно сделать?

  • Прекращайте игры еще до того, как малыш начнет проявлять признаки усталости и нетерпения. Помните о возрастных особенностях детей: например, двухлетний карапуз способен концентрироваться на одной игрушке всего 2-3 минуты.
  • Не настаивайте на продолжении, успевайте переключаться также быстро.
  • С другой стороны, не нужно торопить ребенка. Просто будьте к нему внимательны, по его жестам и мимике вы поймете, когда игрушку можно отложить.
  • Обязательно хвалите малыша! Ведь для него игры и игрушки – это настоящий труд, требующий большой концентрации, терпения и внимания.

В данном материале мы не ставим себе целью подробно рассмотреть все виды игрушек, их особенности и их влияние на развитие ребенка. В принципе это и невозможно. На сегодняшний день появляется такое количество игрушек, что порой и взрослому тяжело уследить за всеми новшествами.  Главное помнить, что игрушки для ребенка – это способ познания мира, поэтому каждый день нужно стараться находить что-то новое даже в обычном плюшевом медведе. Ребенок должен понимать, что пространство и знания вокруг безграничны, а их изучение – процесс занимательный и интересный.

Кубики

Среди расширяющегося ассортимента игрушек иногда теряются кубики. И напрасно! Кубики – это первый строительный материал для малыша. Но еще до того, как он начнет строить башенки, его можно и нужно знакомить с кубиками. Рекомендуется это делать с полугодовалого возраста. В это время удержание кубика и манипуляция с ним способствует развитию мелкой моторики.

С 10-12 месяцев дети обычно ставят кубики друг на друга или вдоль одной линии. В процессе таких игр они учатся выбирать нужный элемент из множества других, соединять части в целое, подбирать предметы по одному признаку. Все это развивает координацию движений и логическое мышление.

С 1,5-2 лет кубики чудесно подойдут для изучения цветов. С 2,5 лет актуальны кубики с картинками: животные, растения, предметы. С 3 лет можно предлагать ребенку сюжетные картинки из знакомых сказок или мультфильмов. Ближе к школе, если ваш ребенок готов воспринимать «азы геометрии», расскажите ему, что куб состоит из квадратов, каждая сторона называется гранью, и вместе посчитайте – сколько же граней у куба.

Как видите, кубики это не просто «пластмасска» или «деревяшечка», в них скрыты большие возможности. Но самое важное их свойство – это экономия места! Занимаясь чем-либо, дети не умеют организовывать пространство вокруг себя, а кубики подходят для этой цели идеально. Судите сами: русский алфавит умещается на 6 кубиках, а английский на 5!

Как мы убедились, кубики – это универсальные игрушки, которые могут развивать разные навыки и способности ребенка в зависимости от его возраста. Но есть игрушки, которые не столь многогранные. Они нацелены на что-то одно, но также являются неотъемлемой частью общего развития.

В жизни пригодится

Очень часто игрушки для детей копируют взрослые вещи – все тоже самое, только в меньшем формате. Нередко именно эти игрушки становятся самыми любимыми! Потому что дорогой, старинный сервиз мама не разрешает трогать, а своим, очень похожим на мамин, ребенок может играть хоть дома, хоть в песочнице. Настоящим ножом не отрежешь настоящий арбуз, а вот пластмассовым… Все это и интересно и полезно.

Такие игрушки как рамки, пуговицы и застежки, наборы посуды, шнуровки, предметы обихода, бытовая техника и т.д. развивают навыки, которые помогают ребенку заботиться о себе и окружающих: застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол. Важно лишь показать малышу правильное направление. А порой и без лишний указаний ребенок просто начинает копировать кого-то из взрослых, и это даже забавно.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. С помощью цветных табличек, шаров, башен, пирамид, цилиндров и т.п. малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам недостает в реальной жизни. С таким игрушками ребенок научится различать форму, цвет, вес предметов, разовьет мускульную память, научится мыслить логически – все это станет хорошей базой для дальнейшего математического развития.

Связь с космосом

Каждые мама и папа заботятся о том, чтобы воспитать гармонично развитую личность, именно поэтому большое количество игрушек направлено на формирование у ребенка целостной картины мира. Эту «космическую задачу» помогу решить глобусы, наборы животных, рамки-вкладыши, пазлы. В доступной форме малыш знакомится со строением человеческого тела, географией, историей. Перед ребенком раскрывается вся картина мира, он учится ее осознавать, воспринимать, находит себя как частицу этого пространства.

Эту тему можно развивать до бесконечности! И, конечно же, хочется, чтобы все это было у каждого ребенка. Но не всегда есть на это «хочется» возможность…

А теперь давайте задумаемся и сами себе признаемся: вовсе не обязательно все время покупать детям дорогие игрушки – их вполне можно смастерить из самых обыкновенных подручных материалов.

Наверняка в вашем доме найдутся пуговицы, коробки от конфет, прищепки и другие мелочи. Не спешите их выбрасывать! Вы можете сами создать уникальные и неповторимые игрушки, затеять самые невероятные игры! Главное здесь – фантазия, эмоции и ваша увлеченность.

Коробки, банки, бутылки

Вариант 1. Спрячьте внутрь коробок мелкие игрушки, часть коробочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, где спрятаны игрушки. Будет хорошо, если он сам догадается взять и потрясти коробочки, чтобы послушать, если ли что-то внутри.

Вариант 2. Предложите ребенку отвинтить все крышечки с разных баночек и бутылочек, затем перемешав их, снова закрыть. Количество баночек можно постепенно увеличивать. Важно, чтобы все баночки были разными и каждой подходила только своя крышечка.

Прищепки

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получился цветочек или солнышко. Можно оформить игрушку в форме ежика, у которого роль иголок играют прищепки. Ребенок может снимать прищепки и прикреплять их обратно.

Если прищепок много и они разных цветов и конфигураций, дети сами могут придумывать множество поделок с ними.

Мешочек из рукава

От старой рубашки отрежьте рукав, зашейте его по линии отреза. Сложите туда кубики, шарики, пуговицы. Малыш вынимает предмет называет его и его характеристики – цвет, форму, размер.

Пуговицы

Вариант 1. Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите малышу расформировать их по цвету или размеру.

Вариант 2. Складывайте из пуговиц башенки, соревнуясь с ребенком у кого выше получится башня.

Вариант 3. Выложите в ряд пуговицы в определенной закономерности, например: белая, красная, белая, красная – пусть малыш продолжит этот ряд.

Вариант 4. Пришейте разные пуговицы на кусочек ткани – такая игрушка может служить вам годами. Сначала ребенок просто будет их трогать и развивать тактильные ощущения. Потом будет показывать где большая, а где маленькая пуговка. Затем с этим «наглядным пособием» можно учить цвета.

Открытки

Вариант 1. Разрежьте картинку на 2-3-4-5 частей в зависимости от возраста ребенка. Покажите ему картинку, а затем «сломайте» ее и предложите «починить».

Вариант 2. Вырежьте в картинке лезвием квадратные, треугольные и круглые окошки. Получится дырявый коврик и заплатки к нему. Предложите малышу закрыть дырочки подходящими по форме заплатками.

Старые газеты и журналы

Вариант 1. Предложите ребенку отрывать странички комкать их и бросать. Это может быть просто «игра в снежки», а может быть «игра попади в коробку».

Вариант 2. Попросите ребенка вычеркивать заданную букву в тексте: например, все буквы «О».

Вариант 3. Из цветных журналов вырежьте рисунки и составьте коллаж или развивающий альбом. Для его изготовления расположите картинки по группам (цвета, форма, природа, животные, птицы, еда, транспорт и т.д.)

Лоскутки и ткани

Сшейте вместе кусочки ткани разных фактур (гладкие, шершавые, плотные, тонкие, в полосочку, в горошек, пригодится и резинка, и кружево, и кусочек меха). Ваш малыш будет в восторге рассматривая все это и трогая пальчиками.

Как вы могли уже убедиться, простор для творчества огромен. Только фантазия может ограничить варианты игр и игрушек. Самое ценное то, что вы можете создавать эти игрушки вместе с ребенком. Главное, чтобы и вашему ребенку, и вам было это интересно, и вы непременно будете получать удовольствие! Вы будете открывать что-то новое в самых привычных вещах, и сами будете становиться немного ребенком.


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий