wordpress themes.

Деликатная тема

Как известно, в СССР секса не было. Эта установка существенно облегчила жизнь наших родителей на предмет вопросов их детей. Нет секса — нет вопросов.

Нам в этом отношении, кажется, вообще не повезло. Любой ребёнок, имеющий доступ к телевизору-планшету-компьютеру, с раннего детства слышит, а возможно, видит. И задает вопросы на тему «что такое секс». Одни родители пытаются объяснить, что так переводится с английского слово «пол», другие пытаются взять отсрочку, мол, вырастешь, сам узнаешь.
В большинстве случаев, родители избегают ответов на эту тему, потому что сами не знают, что же это такое, подразумевая, что подробности физиологического процесса детям не нужны. Это действительно так, и все же.
Часто, став уже подростками, молодые люди получают отрывочные сведения о сексе и его нежелательных последствиях. Знаю об этом не по слухам: год назад в студенческую аудиторию к первокурсникам с просветительской беседой о способах контрацепции пришли доктора. После часовой беседы ребята стали задавать уточняющие вопросы. Большинство из них были посвящены теме, а что же такое любовь? Также выясниось, что имеющие «солидный» сексуальный опыт юноши, никогда не дарили девушке цветы. Возможно, это и есть пробелы воспитания.

Как и когда говорить

По всей видимости, сексуальное воспитание так или иначе начинается с раннего детства, когда малыш еще только знакомится со своим телом. Возможно, ребёнок сам задаст тон разговора. Например, как появляются новые растения, животные? Другое дело, если вопрос поставлен конкретно: «Что такое секс»? Здесь пестики и тычинки не помогут. На мой взгляд, начать нужно с чувств. Тем люди и отличаются от животных, что помимо физиологии нами руководят эмоции. Во-первых, как мне кажется, ребенка в первую очередь интересует природа жизни (откуда я взялся?). Во-вторых, ребёнка нужно научить любить и уважать свое тело (в человеке прекрасно все, без всяких «грязных мест»). В-третьих, ребёнка нужно с детства научить не позволять случайно, из интереса или как-либо еще нарушать свое интимное пространство другим человеком.

Личный опыт

Поделюсь своим опытом воспитательной беседы с сыном. Как мне кажется, опыт удачный, поскольку вопросов он больше не задавал, а уточнения периодически существуют.
Не могу сказать, что я как-то особенно штудировала литературу. Отвечала интуитивно, импровизировала.
Итак, наш разговор состоялся очень доверительно (мы вообще болтаем на разные темы). Где-то между темой «пираты Карибского моря» и «Игра Энгри Бердс» сын спросил: «А что такое секс?».
Итак, 6-летний ребёнок задался вопросом: что это такое? как и когда? Напомню, я руководствовалась прежде всего объяснением не природы в биологическом смысле, а человеческого начала.
Отвечаю: Люди, общаясь друг с другом, по-разному выражают свои чувства. С приятелем мы просто здороваемся за руку, друзей, когда видим  после разлуки или когда поздравляем с праздником целуем в щеку. Более близких людей обнимаем, прижимаем к себе. Когда мальчик становится взрослым мужчиной, он встречает любимую девушку. А девушка — юношу. И тогда между ними происходят близкие отношения. Став близкими друзьями, они позволяют поцеловать друг друга, обнимать. И  так между ними складываются сексуальные отношения.
Сын: понятно.  Вопрос исчерпан.
Ребенок удовлетворен полученной информацией.
Постепенно интерес к теме межличностных отношений, конечно, перейдет в другую плоскость, ну, тогда и объяснения будут другими. Теперь знакомлюсь со специальной литературой, кое-что дельное нахожу на просторах Интернета.

Почему тему секса нужно обсуждать?

Как правило, ребёнок не может отличать вопросы на интимные, частные темы и темы «открытые». Течение жизни, взросление заставляют его задумываться над вопросами, откуда он взялся, как устроено тело человека, что подразумевают люди, когда произносят непонятное слово «секс». Поэтому обсуждать , конечно, нужно. «Запакованная», нераскрытая тема постепенно обрастет ненужными мифами, что осложнит жизнь вам и вашему ребёнку в будущем.
Как мне кажется, по возрасту нужно подбирать и объяснения. Не откладывать важный для ребёнка разговор на 5-10 лет. Поверьте, сказанное сверстником станет для него авторитетный источником информации. И еще, по всей видимости, не стоит делать из объяснения обычных жизненных вещей строгой тайны или опускать до уровня животных.
Рекомендую прочитать: Георгий Юдин «Главное чудо света», Катерина Януш «Как я появился на свет».

Автор Татьяна Юрина

Комметарий специалиста
Людмила Цветкова, психолог отдела профилактики Пензенского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи:

spid-1    Нужно отдавать себе отчет в том, что разъяснение этих вопросов нельзя ограничить одной беседой с ребенком. Оно должно продолжаться как и воспитание вообще. Обычно, получив правдивый ответ, ребенок не возвращается к этой теме, пока в процессе познания вещей и явлений у него не возникает новый вопрос. Разъяснение должно носить индивидуальный, а не массовый характер. И ответ ребенок должен получать без проволочек, сразу же после того, как он задал вопрос.
О проблемах сексуальной жизни с детьми нужно разговаривать свободно, естественно, но в то же время серьезно. Не следует этого делать с многозначительной сменой интонации, с усмешкой или подмигиванием, под которыми нередко скрывается замешательство или беспомощность. Дети наблюдательны и проявляют интерес как раз к этой, скрываемой от них взрослыми и вызывающей у взрослых затруднения, проблеме.
Полезно почаще прибегать к сопоставлениям с миром животных или растений, который отчасти уже знаком ребенку. Дети могут задавать множество вопросов на «деликатную» тему. И все же, в каждом отдельном случае следует построить ответ таким образом, чтобы удовлетворить пытливость ребенка и, вместе с тем, не спровоцировать нездоровый интерес.

 


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий