wordpress themes.

Ты жива ль ещё, моя игрушка?

Пензенская фабрика игрушек знакома многим с детства: у каждого наверняка были пирамидки, куклы-голышки в ванночке, кегли, мечи, а некоторым и вовсе судьба в роли мамы преподносила пышноволосую подругу Катю или Наташу. О том, как поживает фабрика сегодня,  мы и решили узнать.

Капелька истории

По-настоящему фабрика игрушек «гремела» в 80-х годах, когда здесь работало более полутора тысяч человек в цехах и около 200 надомников. Для последних это была отличная подработка: кто-то пришивал носы, кто-то собирал глазки… У многих в Пензе тех лет нашлись бы знакомые, которые так или иначе были связаны с этой удивительной фабрикой. А возникла она в 1960 году, объединив под своим именем существовавшие по раздельности артели.

Фабрика игрушек.  История

И работа закипела. Причем основывалась она на строгих выводах ученых: в Сергиевом Посаде существовал специальный НИИ игрушки, в котором разрабатывались гигиенические нормативы, проходили психологические исследования, утверждались варианты внешности и оформления будущей куклы. Действовал и специальный худсовет, на котором каждая игрушка, прежде чем выйти в массовое производство, утверждалась творческим коллективом. Величина и высота лба, расстояние между глазками, выпуклость щечек, форма затылка – чуть сдвиг в сторону и вместо очаровательной куклы-красавицы получится туповато-наглое существо. Все продумывалось до мельчайших нюансов – поэтому и сегодня любимые с детства куклы остаются востребованными. Да и педагоги отмечают, что именно «совковый» образец наиболее универсален, приемлем для ролевых игр и развития детской фантазии. Лица у «наших» кукол загадочные, где-то кокетливые, но всегда – доброжелательные. Наверняка поэтому те же китайцы (бывают и такие случаи!) закупали их и, не мудрствуя лукаво, приделывали свои ярлыки. Какие там барби и монстерхай… Классика из моды не выходит!

Помимо кукол на фабрике шились мягкие игрушки, работали  мастерские хохломской росписи, художественной резьбы, батика, было налажено текстильное производство, действовала фабрика художественных изделий.

Но НИИ закрылось, широкий масштаб с годами сократился, а фабрика все-таки смогла выжить и сохранить многие традиции.

Роддом

…Именно так коротко между собой называют работники участок ротационного формования. Можно сказать, что это сердце фабрики, поэтому сюда мы отправились в первую очередь. Здесь при помощи сложных форм (созданных все тем же знаменитым Сергиево-Посадским НИИ) из сметанообразного пластизоля изготавливают ручки/ножки/головы/тела. То, что мы называем игрушечной «резиной» на самом деле именуется как полихлорвиниловый пластикат. На фабрику он поставляется уже готовым и нужного цвета. В печах состав спекается (этот процесс ещё называется желатинизацией) при температуре около 270 градусов, и из форм работники ловко вытаскивают детали будущих кукол. …Но это потом, а до этого пластизоль нужно точно и в строго оптимальном количестве распылить в формы, которые предварительно обрабатываются силиконизированной смазкой.

Затем формы отправляются в печь, где переживают «ротацию» (отсюда и название цеха) – вращаются в разных направлениях для того, чтобы слой пластизоля покрыл  все детали формы именно нужным слоем. Затем эти «горшочки» извлекаются, помещаются в воду, просушиваются сжатым воздухом и откупориваются. Происходит все так быстро, что было нужно ждать следующего «сеанса» открытия, дабы снова попытаться уловить момент и рассмотреть все хорошенько.

EA3U3785_min-color

Безусловно, такой ритм требует от работников точности, внимательности к мелочам и четкого соблюдения технологического процесса. Кроме того, тягать тяжелые формы не так-то легко, поэтому на таком производстве работают только мужчины.

В «роддоме» стоит едкий запах материала, что вполне естественно, а вот на выходе продукция полностью безопасна: её регулярно проверяют на соответствие гигиеническим требованиям, испытывают различными реактивами и исследуют на устойчивость к биологическим жидкостям. На деле это означает, что даже если игрушку обслюнявить, погрызть, то ничего страшного кроме маминого гнева не будет.

Кухня

Двигаясь по порядку, мы перешли в другой цех – экструзионно-выдувного формования. Именно таким хитрым способом делают пирамидки, мечи, пластмассовые кукольные ноги, шарики для сухого бассейна… В общем, огромное разнообразие пластмассовых игрушек. Принцип довольно-таки прост: мягкий полиэтилен в виде полой цветной макаронины спускается к форме, состоящей из двух половинок. Она смыкается, туда вдувается сжатый воздух, и по принципу выпечки вафель машина выдает нам или колечко, или кукольное туловище… Производство мелкосерийное, поэтому за день можно много раз менять формы, чутко реагируя на покупательский спрос.

Кухня

Определить изделия этой хитрой машины несложно: они имеют «технологическое отверстие» — ту самую дырочку, через которую любой приличный младенец вбулькивает внутрь воду. А потом мама её вытряхивает… Ещё одна отличительная черта – место соединения половинок формы: в правильном изделии шов ровный, аккуратный, поцарапаться об него нельзя. Если можно, то это брак. А с браком разговор недолгий – он идет на вторичную переработку. Поэтому производство получается практически безотходным.

Интересно ещё и вот что: если пластизоль приезжает на фабрику уже нужного цвета, то полиэтилен нужно окрашивать самим. Материал измельчается до состояния мелких бусин (как будто тонкая спагеттина нарезана на множество кусочков) и на каждую сотню добавляется одна цветная штучка. Есть даже специальный белый краситель, который нужен, чтобы деталь была матового белого цвета, а не напоминала полупрозрачную крышечку. Эти многие тонкости и нюансы необходимо учитывать – от начала до конца все делается строго по рецепту, а его нарушение грозит издержками производства. Казалось бы, творчеству места нет, но все-таки все, кого мы встречали, каждый на своем месте, были явно проникнуты интересом к своему делу.

— По-другому здесь и нельзя, просто не будет получаться,  — заметила Надежда Федоровна Зотова, главный технолог производства.

Хитрые детали

Идем дальше. Подходим к машине для литья под давлением. Дело в том, что не все пластмассовые детали можно выдуть: многие слишком малы, а требуется их много. Для этого и существует такая машина, которая за несколько минут выдаст десятки носиков, глазок, ресничек, туфелек…

Мелкие детальки

Таким образом, кукла не проходит на конвейере путь «от» и «до»: она получается в результате поэтапной работы многих мастеров из разных цехов. В одном отливают пластизольные части, в другом – пластмассовое тело, далее делаются мелкие детали, а на участке сборки просверливаются отверстия для рук и ног, затем куклы собираются и отправляются в парикмахерскую.

И на каждом участке – свои тонкости и секреты. Так, например, одних форм туловища 5 видов: от весьма упитанных младенцев до барышень с тонким и стройным корпусом. Есть куклы и средней упитанности – т.н. «хорошие девочки». В общем, у каждой свой характер, отраженный во всем: от цвета глаз, волос до комплекции и наряда. И имена, разумеется, подбираются соответствующие. Например, модница Ирина, «роковая красотка» Анжелика. И вот ещё одна интересная деталь: головки делаются по умолчанию девчачьими, а мальчишеский облик им придает прическа и костюмчик.

Сверление отверстия для руки

Не хухры-мухры и такая простая на первый взгляд процедура как сверление. Для каждой ноги и руки делается отверстие под строго выверенным углом. Чтобы все получилось как надо, каждую «тушку» укладывают в специальную форму из силумина, а девушка-мастер точными движениями сдает их на милость сверлильному аппарату. Хрясь – ровное отверстие готово. Теперь думаешь – как же в него засунуть руку, ногу? Это происходит чуть позже, когда кукла собирается. А пока ещё лысые головушки отправляются на визаж.

Парикмахерская

Этот участок работы считается уникальным. В частности, за счет установленных здесь машин: настрочка паричков проходит в считанные секунды. По принципу швейной машины, заправленной вместо ниток мотком волос нужного цвета, в пластизолевую голову готовым пучком вшиваются кудри нужной длины. В машине этот параметр задается автоматически, т.е. стричь куклу потом не нужно.

EA3U3514-min

При нас делали барышню с двухуровневой прической – мастерица едва уловимыми взглядом руками сначала нашила половинку шевелюры на одной машинке, а потом перешла к другой.

Тут же улыбчивая девушка нарисовала куколке губки, бровки, нанесла из пульверизатора специальным составом щечки и башмачки (есть и съемные). Таким же макаром раскрашиваются известные многим мордочки чебурашек, резиновые зайцы, белки, петухи. В общем, резиновые игрушки здесь приобретают нестираемую непромокаемую яркую одежку. И, снова-таки, хотя это вредное производство, но сами краски при высыхании являются полностью безопасными.

EA3U3534-min

После макияжа кукле устанавливается зеркало души. Глаза долго собираются из многих деталей: цветная радужка (например, блондинкам делают зеленые или голубые глаза – все должно гармонировать!), ровный черный зрачок, тонкие ресницы. Все это «компонуется» точными быстрыми движениями. Затем собранное «яблоко» отправляется на специальную машину, где не менее быстрыми и точными движениями творятся просто-таки жуткие вещи – девушка с видом ангела буквально «всаживает» очи в глазницы, затем специальной палочкой убирая «косоглазие». Зрелище не для слабонервных… В общем, и глазом моргнуть не успеваешь, а кукла обретает зрение. Красивая кудрявая голова отправляется на следующий этап – на сборный и швейный участок.

Машина для установки глаз

Модный выход

Прибывая на сборный участок, кукла обретает конечности. Дома с ними иногда приходится возиться подолгу, сминая упрямую резину в кучку и пропихивая небольшую дырочку. Мастерам же сборного цеха за несколько минут с помощью инструментов удается «оручить и оножить» десяток тел.

Далее кукла наряжается в подготовленный для неё наряд. Как правило, он состоит из нескольких элементов: юбка, рубашка, жилетка, носочки.

EA3U3853-min

Бывают и более сложные костюмы: на кукольной одежде делают кнопки и завязки, чтобы дети могли тренировать мелкую моторику, учились одевать куклу в нужной последовательности.

Бывают и специальные костюмы, например, серия кукол «по профессиям»: почтальон, инспектор ДПС, повар, врач, стюардесса… А в ящике с заготовками и фантазиями я нашла даже костюм русалки. А в продаже есть и кукла, наряженная невестой – в одном амплуа на всю жизнь. Я бы не выдержала…

Для того чтобы одеть кукол создан целый «банк» нарядов: в многоярусном стеллаже стоят коробки с соединенными элементами одежки.

Закройщица рисует деталь, затем вырезает её с помощью ножа, который двигается с уму непостижимой скоростью. Только руки береги! А вот закройщица шустро приближает к этой пилилке не только руки, но и махонькие спинки, воротнички и кармашки. Причем за один раз разрезается слоев двадцать ткани – все это напоминает яркий слоеный пирог.

Затем эти кусочки сшиваются швеями – это снова требует огромной точности и аккуратности. И усидчивости. Поэтому-то не каждый, кто умеет шить, справится именно с кукольной одежкой: размах небольшой, приходится вглядываться, а на выходе оказывается ворох тряпочек для облачения микрочеловечка.

Сорочка

Далее куколку одевают, расчесывают, протирают пыль и упаковывают в коробку или пакет, снабжают этикеткой. И все… Она отправляется в свою пластмассовую жизнь! А я как раз оборачиваюсь и смотрю на большого карапуза «Степу», которого подарила дочери к трехлетию… Ведь сколько людей его делало, старалось! Теперь и я знаю, где и как он обрел свои пальчики, умные глазки, голубую кепку и кофтенку с собаками… И никакие новомодные поделки не заменят таких простых игрушек с привычными уху именами.

Анна Шаровская, фото Ильи Самсонова

Окончательный этап


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий