Сегодня СМИ и Интернет называют “Четвертой властью” (по аналогии с тремя традиционными ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной системами). Почему?
ВОЗМОЖНОСТЬ или ОПАСНОСТЬ
СМИ и Интернет сегодня составляют важную часть жизни детей. Наши дети каждый день смотрят телевизор, а некоторые даже часами на пролет, проводят много времени в Интернете, используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Сети, обсуждения информации, слушают музыку, размещают фотографии и осуществляют поиск других людей с помощью “Всемирной паутины”. Для большинства взрослых, к сожалению, остается секретом то, чем дети занимаются в Интернете или каким образом они это делают.
Виртуальный мир отличается от реального и может предложить как возможности, так и опасность для детей.
Как понять, какое именно воздействие оказывают СМИ и Интернет на конкретного ребенка? Приведу некоторые примеры…
ТЕЛЕВИЗОР
Оля, 6 лет. Вечером, после детского сада, Оля дома в определенное время смотрит передачу по детскому каналу. Во время просмотра она не замечает ничего и никого, ей нравится передача и она не хочет пропускать ее просмотр ни по какой причине. Тридцать минут законного времени перед телевизором, Оля увлеченно запоминает английский язык и общается с героями программы. По окончании программы девочка успокаивается и занимается привычными ей делами.
В данном примере проведенное время перед телевизором не приносит Оле никакого вреда, а наоборот, оказывает не нее положительное воздействие — девочка увлечена, она легко запоминает информацию и преодолевает языковой барьер, а значит Оля становится более раскованной в социальном плане.
Приведу противоположный пример, в котором наблюдается отрицательное воздействие.
Саша, 7 лет. Когда Саша в своем поле зрения замечает телевизор, он мгновенно растворяется в просмотре, и значение не имеет какой канал смотрит Саша, какую передачу и сколько времени он проводит перед телевизором.
Существуют подтверждения того, что дети, проводящие больше времени перед телевизором, хуже успевают в школе в отличие от тех детей, в чьих семьях более продумано используют СМИ и Интернет.
НАСИЛИЕ
Вова, 8 лет. Вова любит видеоигры и фильмы с элементами жестокости. Он часами проводит свое свободное время перед компьютером, и со временем у Вовы наблюдается заметное изменение его характера. Мальчик стал отличаться плохим поведением в школе и в семье, в его поведении наблюдаются элементы агрессии.
Из примера заметно, что насилие влияет на детей, и не зависимо то того, демонстрируется ли оно по телевидению, в видеоиграх или в Интернете.
РЕКЛАМА
Полина, 9 лет. С самого раннего возраста девочку привлекают рекламные ролики. Когда в первый раз девочка увидела ролик по телевизору, она отвлеклась от любимой игрушки, хотя до этого момента телевизор не привлекал ее внимания. С тех пор, увидев рекламу нового продукта, у девочки непременно возникает желание добиться его покупки у родителей. Принято считать рекламу в различных ее формах как манипулятор детьми, а следовательно, и родителями с целью покупки определенных продуктов.
СТЕРЕОТИПЫ
Петя, 10 лет. Мальчик очень активно интересуется противоположным полом, слишком свободно и без стеснения обращает на себя внимание девочек в классе, а на вопросы учителей, где он видел модель такого поведения, мальчик отвечает — дома, по телевизору и в Интернете.
Вспоминая, например, свое детство, мои родители, при трансляции “взрослых сцен” по телевизору, немедленно переключали канал, а мне становилось очень не ловко в такой ситуации. Сейчас в некоторых семьях родители совершенно не обращают внимания на детей при просмотре “взрослых сцен”, ситуация изменилась, и даже при желании уберечь детей от просмотра подобных вещей, мы порой не успеваем это сделать либо просто не желаем.
Но именно СМИ и Интернет сегодня обвиняют в не сохранении социальных стереотипов. В ответ на проблему, некоторые страны запретили рекламу при показе детских передач, установили так называемый “комендантский час”, до наступления которого нельзя показывать сцены насилия и порнографии, в некоторых странах родители устанавливают фильтры на просмотр определенных передач.
Однако время не стоит на месте, появление новых технологий — тоже, поэтому большинство этих мер являются неэффективными.
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ и ПРАВО НА ЗАЩИТУ
Рассматривая вопрос воздействия СМИ и Интернета с юридической стороны, прежде всего следует заметить, что закон гарантирует право каждого на получение и извлечение информации и идей без вмешательства со стороны властей. Это право распространяется на детей, а также на взрослых с тем исключением, что дети имеют право на защиту от эксплуатации и воздействия жестоких и порнографических информационных средств. Предусмотрена ответственность.
Основным утвержденным правом является право ребенка на свободу выражения и информации:
“Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка”.
При этом, ребенку не предоставляется неограниченный доступ к информации, существуют меры безопасности, в виде защиты от эксплуатации.
Существуют многие правовые проблемы в области СМИ и Интернет, который требуют обдуманного отношения. В любом случае, меры защиты все же существуют, и на них прежде всего следует обратить пристальное внимание взрослых.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
Как защитить детей от насилия и эксплуатации в сети Интернет? Как обучить детей правильному восприятию информации и правилам пользования Интернетом? Коротко о главном…
Медиаобразование для детей является обучением отношению к СМИ и Интернету. Оно направлено на осознание важности и влияния информационного пространства. Это акцент для детей на то, что они видят и как они видят в медиа пространстве. При последовательном подходе обучение может менять восприятие ребенка в правильном и рациональном потреблении информационных средств и обезопасить уязвимую детскую психику в вопросах СМИ и Интернет.
Подробнее о медиаобразовании на www.kulturaprav.ru
Юлия Болтунова