wordpress themes.

Правильно готовимся к обучению письму

«Три перста пишут, а всё тело болит»— говорили в старину. К сожалению, приходится вспоминать эту пословицу в наши дни.

В процессе письма задействовано почти все тело: от головного мозга до ступни каждой ноги. Если не учитывать этого, то возможны проблемы со здоровьем у ребёнка начиная уже с первого класса. К тому же в школах дети часто вынуждены сидеть не за партами, а за неудобной и не функциональной мебелью: нет опоры ногам, спине, нет места для ранцев и пособий. Словом, нет возможности выработать правильную осанку и соблюсти гигиенические нормы письма. За редким исключением та же ситуация дома, в семьях. Доходит до того, что дети пяти–шести лет пишут, лёжа на полу, а взрослые умильно любуются своими чадами. Да, читать, рисовать, лепить лёжа на животе на полу полезно, но только первые три года жизни. Трёхлетнего ребёнка необходимо приучать делать всё это, сидя за столом. Иначе он заработает не только снижение остроты зрения, но и искривление позвоночника со всем полагающимся к нему набором болезней внутренних органов.

Вплотную заниматься выработкой нужной осанки и умения работать на странице тетради в детском саду начинают в подготовительной группе. А ведь к этому времени большинство детей уже привыкло сидеть на стуле развалившись, поджав ногу, держать карандаш в кулаке, а книгу располагать не перед собой, а на свободном местестолешницы, наваливаться грудью на край стола и т.д., и т.п… Приходится ломать уже сложившийся стереотип поведения, а это провоцирует у ребёнка негативные эмоции, вплоть до отвращения к процессу обучения вообще. В пять лет:«А мне так удобно!», или: «А я так хочу!»— железный аргумент. Поэтому выработку необходимых для письма навыков следует начинать с четырёхлетнего возраста, когда только начинается созревание мозжечка, части мозга, ответственной за самоконтроль. Это очень важно : за год до того, как обучать ребёнка читать и писать, начать приучать малыша правильно держать карандаш, держать спину (осанка!), правильно располагать перед собой рабочую страницу, не нарушать заданную строку, размер и интервал, уметь отсчитывать нужное количество клеточек и по вертикали, и по горизонтали… Много? Потому и начинаем готовиться заранее!

Первая привычка, которую надо сформировать у ребёнка, эта привычка, сидя за столом, опираться на обе ступни. Чтобы детям было понятно, чего от них хотят, можно сказать: «Пяточки упираются в пол как гвоздики». Такое образное сравнение детям понятнее, чем нудная инструкция с описанием негативных последствий. Лучше просто сказать: «Сейчас ты сидишь некрасиво,– А вот теперь очень красиво, молодец!».

«Пяточки в пол» рефлекторно помогут ребёнку не наваливаться грудью на стол, что неизбежно, если поджимать ноги или цепляться ими за ножки стула.

Concept of preschool, kids education, learning and art, child drawing in class

Необходимо также отказаться от устаревшего правила: «Середина тетради прямо перед собой, нижний угол листа упирается в грудь». Это нужно только при письме прописных букв с наклоном. Выработку же графических навыков следует начинать с работы на листах в крупную клетку, а в этом случае гигиенические требования прямо противоположные. Прямо перед собой должен быть тот лист, на котором работаешь в данный момент, иначе неизбежно искривление позвоночника влево при письме на левой странице и вправо при письме на правой. При переходе на следующую страницу перемещай тетрадь, а не тянись за ней. В 18-м и 19-м веках эта инструкция действительно была актуальна и помогала добиваться каллиграфичности письма. Но она предназначалась взрослым мужчинам– писцам, которые стояли за конторкой и пользовались гусиным пером. А теперь сравните ширину плеч взрослого мужчины (минимум 50 см) и ширину плеч пятилетнего ребёнка (максимум 30 см) с разворотом обычной школьной тетради (35-36 см). Представьте, что от вас требуют положить середину альбома прямо перед собой, да чтобы нижний угол левого листа упирался в грудь, а после писать то на левой, то на правой странице. Вот тогда вы ощутите, какие нагрузки испытывает позвоночник ребёнка! Его искривление вам гарантированно, не говоря уже о неравномерной нагрузке на руки: ведь им придётся брать на себя немалую часть веса тела.

Нужно также следить, чтобы ребёнок не крутил лист при написании горизонтальных элементов, иначе малыш будет воспринимать письмо как изображение узора, а не как запись нужной графемы (графема – единица письменной речи).

Очень важно уметь правильно держать карандаш во время письма. Можно выделить такие ключевые моменты: карандаш держим кончиками трёх пальцев, безымянный и мизинец согнуты и служат опорой. Сейчас появились в продаже крупные и яркие трёхгранные карандаши. Они идеально подходят для выработки первоначальных навыков письма у четырёхлеток.

Расстояние от пишущей точки до пальцев должно составлять два – три сантиметра, а не полтора. Если расстояние будет меньше, то пальцы неизбежно сползут к грифелю и будут загораживать от глаз ребёнка выполняемую им работу (ведь на первых порах дети от старания сильно давят на карандаш). Ему придётся склонять голову к плечу, плечо опускать вниз, затем опускается вниз локоть, все ниже и ниже, пока голова не ляжет на стол. Если же расстояние будет более 3 см, нельзя добиться нужной чёткости линий, потому что большая часть усилий уйдёт на удержание карандаша в вертикальном положении.

The family

Некоторые дети, особенно левши, стараясь не перекрыть рабочую поверхность страницы, разворачивают кисть так, что та оказывается выше строки, а карандаш образует с поверхностью листа тупой угол. В результате зрительный нервный сигнал не совпадают с моторным: ведь кисти руки при таком положении нужно выполнять движения в обратном по сравнению с видимым глазом направлении, а это замедляет процесс письма и снижает его качество. Чтобы этого избежать можно сказать: «Карандаш глазиком должен посматривать на тебя, на своего хозяина – тогда будет слушаться». Или: «Почему твой карандаш смотрит на соседа?». Игровая мотивация — очень мощный стимул для детей.

Очень часто взрослые проговаривают вместо ребёнка то, что тот должен сделать, ведь так быстрее! Но при обучении делать что-то вместо ребёнка нельзя ни в коем случае, иначе выработка необходимого навыка затянется на неопределённый срок.

И в заключение. Каждое занятие надо завершать поощрением ребёнка за проделанную работу. Малыш ожидает вознаграждения! В силу своего возраста он не может удовлетвориться сознанием того, что обрел умение, которое ему ещё неизвестно когда пригодится. Награда нужна немедленно! Пусть это будут символы улыбок, наклейки, аплодисменты присутствующих… А лучше почитать обещанную сказку, поиграть вместе в мяч или шашки, позволить самому сделать какую-то взрослую работу или просто пожать ему руку. Но ни в коем случае не сладости (или планшет)!

Автор Галина Андреева, педагог высшей категории


Интересные материалы по теме:


Написать комментарий